Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"

Адрес296012, Российская Федерация, Республика Крым, Армянск, микрорайон имени генерала Корявко, 12а

Контакты администрации +7(365)673-20-55 armosh4@mail.ru

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы по теме «Первоцветы Крыма», учитель Кравченко Л.И.

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРОВЕДЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ «ПЕРВОЦВЕТ»

Номинация: конкурс методических разработок о первоцветах «Педагогическая мастерская»

Внеклассное мероприятие для детей начальной школы по теме «Первоцветы Крыма»

 

Работу выполнила

Кравченко Лидия Ивановна

Учитель начальных классов

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Армянска Республики Крым

 

Армянск -2015

 

Пояснительная записка.

Цели создания методического пособия:

  • помочь молодому учителю в подготовке к внеклассному мероприятию;
  • раскрыть способы формирования познавательных способностей младших школьников;
  • предложить учителям использовать в работе деятельностный метод обучения, как способ самостоятельного открытия знаний;
  • раскрыть эффективность деятельностного метода обучения с целью повышения мотивации обучения и развития творческих способностей, учащихся;
  • использовать в технологии обучения игровые методы и приёмы, оптимально сочетать с другими методами с целью достижения учебных задач;

Данное пособие поможет учителю начальных классов приобщить детей к доброте, открытости, к сотрудничеству учителя и ученика, воспитать бережное отношение к природе.

Пособие носит интегрированный характер. В нем отражается взаимосвязь между гуманитарными, естественными и моральными аспектами познания мира.

Надеюсь, что пособие заинтересует учителей и поможет в подготовке к проведению внеклассного мероприятия в начальной школе, будет способствовать воспитанию творческой активной личности педагога.

 

Цели и задачи:

  • познакомить детей с многообразием раннецветущих растений Крыма, значением растений для человека;
  • формировать эстетическое восприятие природы, стремление беречь и охранять её;
  • развивать знания о цветах, их происхождении;
  • развивать наблюдательность;
  • ознакомить с  проблемой  исчезновения первоцветов.

Метод проведения: словесный, игровой, наглядно-образный.

Оборудование: иллюстрации раннецветущих растений, листы бумаги, ножницы, клей, фломастеры, конверт с рисунками растений, презентация к уроку, компьютер, экран. Произведение П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

Ученик. Полюбуйся: весна наступает,

                Журавли караваном летят,

                В ярком золоте день утопает,

                И ручьи по оврагам шумят.

                                             (Ф. И. Тютчев)

Дети поют песню «Пришла весна» (сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной).

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей Земле – нашем общем доме, о Крыме, вспомнить о растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Но для того, чтобы начать наше мероприятие нам нужно отгадать его название.

 

Учитель. Вот перед вами ребус. Разгадайте его, и вы узнаете название нашего праздника. (Приложение 1). Ответ: Первоцветы.

Ученик.                         Подснежник.

В саду, где берёзки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Зелёную выставил ножку,

Потом подтянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда,

Что э то весна?»

                                   (П. Соловьева.)  

Дети исполняют танец весенних первоцветов.  

Что такое первоцветы?

Очень часто приходится слышать такое выражение: «В лесу зацвели первоцветы...»

Ученик. В “прозрачном” весеннем лесу светло и просторно - деревья еще не оделись листвой, ничто не мешает солнцу беспрепятственно проникать до самой земли. Этой короткой порой спешат воспользоваться самые разные представители лесной флоры – зацветают многие деревья и кустарники, а у самой земли, там, где еще лежит снег, появляются первые раннецветущие растения.

(Звучит музыка П. Чайковского. На фоне музыки – ученик читает стихотворение.)

Ученик  Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет.

А.К.Толстой

Учитель. Какие вы знаете растения-первоцветы?

Примерные ответы учеников.

-Среди них - и всем известный подснежник, адонис, и сон – трава, и первоцвет, и крокус. Эти растения настолько красивы в весеннем лесу, что они не только радуют глаз, но и согревают душу.

-Растительный мир Крыма уникален и неповторим. Флора полуострова насчитывает более 2500 дикорастущих и около 1500  видов растений. Почти каждый десятый вид крымской флоры произрастает  исключительно Крыму и нигде больше не встречаются.

-Когда в крымских горах тает снег, появляются первые вестники Весны — первоцветы. Крымские первоцветы появляются уже в конце февраля и начале марта, гораздо раньше, чем во многих других регионах. Крымская земля богата первоцветами. Это подснежники, сон – трава, тюльпаны и цикламены и др.

-В Крыму пятнадцать видов крымских первоцветов занесены в Красную книгу. Редкие раннецветущие растения с катастрофической скоростью исчезают. 

(Демонстрация изображений цветов – первоцветов). (Крымские первоцветы). (Поочередно показываются фото первоцветов, ребята называют их названия и рассказывают все, что знают о них).

  1. Подснежник складчатый
  2. Сон-трава — прострел крымский
  3. Крокус (или шафран)
  4. Цикламен Кузнецова
  5. Адонис (горицвет весенний)
  6. Карликовые ирисы
  7. Пион крымский
  8. Гусиный лук
  9. Пролеска
  10. Мать и мачеха
  11. Ландыш майский

Ученик.Что позволяет первоцветам расти под снегом?

К весне снег уже не лежит сплошной плотной шапкой, а становится кристаллическим. Слой его уменьшается и начинает пропускать солнечные лучи. Они нагревают почву, появляется вода, набухают почки.

Первоцветы появляются на свет, когда еще лежит снег. Первоцветы быстро развиваются, не смотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую они уже цветут.

Учитель.А кто из вас знает: какие из этих первоцветовиспользуются в лечебных целях? Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней.

Ученик.Примула известна не только как красивое растение, но и как растение, обладающее полезными лекарственными свойствами. Надземная часть растения содержит много витаминов. Благодаря высокому содержанию витамина С и каротина, примула лекарственная приходит на помощь в весенний период, период авитаминоза, когда человек испытывает существенную потребность в витаминах.

Ученик.Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

Охрана первоцветов.

Ученик.Среди первоцветов много редких  видов. После долгой зимы люди без жалости срывают нежные красивые цветы, а ведь многие из них размножаются только семенами.

Поэтому, их численность постоянно сокращается, и они постепенно начинают исчезать. В настоящее время в Республике Крым и городе Севастополе создают две новые Красные книги. В них войдут редкие и исчезающие виды флоры и фауны территории республики и города федерального значения. В списки книг сегодня более 350 видов редких животных и около 450 видов растений.

Оказалось, что условия жизни и среды обитание многих видов находится под угрозой сокращения вплоть до полного исчезновения некоторых видов.

А что мы сможем сделать, чтоб не исчезли столь красивые и хрупкие творения природы? Составим правила поведения в природе.

 

  1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
  2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе. В лесу будем ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
  3. Не будем нарушать красоту, созданную самой природой.
  4. Сохраним этим смелым цветкам жизнь и будем любоваться их красотой, выехав на природу.

Ученик.

 Не рви цветов, не надо!

Их нежный аромат, наполнит воздух сада,

Они так красят сад! Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном строю,

Лететь в одном полёте,

Давайте сохраним ромашки на лугу,

Кувшинки на реке,

Фиалки, ландыши для нас

Весёлый май в садах припас.

Но мы их рвать не будем.

Пускай цветут на радость людям!

Дерево, цветок, трава и птица,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Постарайтесь защищать первоцветы и природу от браконьеров. Не стоит покупать нежные и трепетные цветы, надо всегда помнить об их уникальности и недолговечности. И только от нас с вами зависит сохранение природы России в ее первозданном и уникальном виде.

Игра «Угадай цветок» с использованием презентации «Крымские первоцветов».(Приложение)

  1. Фиолетовый цветок и пушистый стебелек, тихий нежный перезвон так и клонит, клонит в сон. (Сон-трава — прострел крымский)
  2. Из-под снега появились солнцу, ветру удивились, будто облако с небес, синевой окрасив лес. (Пролески)
  3. Как гусята разбежались желтые цветочки, улыбнулись детворе нежные комочки (Гусиный лук)
  4. Первоцвет, первоцвет лучше слова в мире нет, лучше нет цветка на свете, он горит весь в желтом цвете, лепестки его красивы, золотисты и игривы. (Примула)
  5. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш)

  1. Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - Ирис)

  1. Цветки этого растения - крупные, фиолетовые. По форме они напоминают колокольчик. Снаружи цветки  мохнатые от длинных оттопыренных волосков. У цветка  обычно шесть лепестков. (Сон-трава).
  2. На каждом нежном стебельке – по два-три цветка. Они чудесного васильково-синего цвета и по форме похожи на звездочки с шестью лучиками. Листья растения  узкие, похожи на желобки. Они растут вверх от самого основания стебля ( Пролески).   

 - С какими первоцветами мы сегодня познакомились?

 - Давайте вспомним, как они выглядят (учитель показывает слайды о    первоцветах)

- А теперь послушаем стихотворения о весенних цветах. (Дети читают стихи.

№1 – В. Косовицкий

На дворе стоит весна!

После зимней лютой стужи

Просыпается от сна

Вся природа. Даже лужи

Не покроет лед за ночь,

Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки,

И зеленые листочки

Скоро в струях ветерка

Заиграют! А пока

Цвета солнца у реки

Появились огоньки!

Все! Закончились морозы!

Распускаются мимозы!

№2 – А. Фет “Первый ландыш”

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

 

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

 

Так дева в первый раз вздыхает

О чем — неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Ученики рассказывают легенды о первоцветах.(Приложение.)

Творческая мастерская.(Приложение.)

Учитель. Сегодня мы будем создавать плакаты в защиту первоцветов. Придумайте их сами. (Самостоятельная работа детей в группах. Защита своих работ, проектов)

(Все рисунки складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В конце урока получается книга.)

Вот наша книга о первоцветах готова. Мы познакомились с раннецветущими растениями нашего края.

Узнали их биологические особенности и значение в природе и жизни человека. Все сегодня очень хорошо поработали. А эту книгу мы подарим ученикам младших классов, чтобы они дополняли материал и делали нашу книгу ещё лучше и красочнее.


Список использованной литературы

  1. Библиотека школьника “Времена года”, ООО “Книги “Искателя”, 2010 г.
  2. Внеклассное чтение “Времена года”, “Стреклаза”, 2010 г.
  3. Внеклассное чтение “Детства пора золотая”. Стихи русских поэтов о детстве”, М, “Дрофа-плюс”, 2007 г.
  4.  Беляева Л.Н., Зубкова В. Л., Климов Д.С. География Липецкой области. Липецк: ОАО»ПК «Ориус»:, 2008.
  5.  Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва.2005.
  6.  Г.К. Ранние весенние цветы. Лениздат.1990
  7. http://www.lekarstvennye-rasteniya.info/lekarstvennye-
  8. rasteniya/mat-i-machexa.html
Дата публикации — 17 апреля 2015

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie